Уральский экспертный центр


Наш профессионализм
для Ваших целей!
8-800-5000-578
+7-343-351-71-48

Национальная система квалификаций

Сегодня в России идет становление Национальной системы квалификаций и наш Учебный центр участвует в этом процессе.

В этой рубрике мы предлагаем актуальные статьи и материалы на эту тему.

Национальная система квалификаций – это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Ключевое понятие здесь – квалификация. Под квалификацией обычно понимается готовность работника к качественному выполнению работы в границах определённой трудовой деятельности, профессии.

Создание Национальной системы квалификаций обусловлено объективной необходимостью, а именно,серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы.
В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на компетенциях (требованиях рынка труда), при этом опираясь на устаревшие классификаторы направлений подготовки.

Национальная система квалификаций включает в себя набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов, таких как:

  1. Перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них профессиями/специальностями;
  2. Профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности/областях профессиональной деятельности, которые позволяют уточнить и систематизировать как классификаторы занятий на рынке труда, так и направления подготовки в рамках системы образования и обучения;
  3. Процедуры признания  профессиональных стандартов;
  4. Национальная рамка квалификаций, основанная на квалификационных уровнях, определенных в ходе разработки профессиональных стандартов, и являющаяся основой для формирования требований к квалификациям;
  5. Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения в форме каталога программ обучения;
  6. Система обеспечения качества квалификаций (включающая в себя процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации результатов формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

Ценность Национальной системы квалификаций состоит в том, что она предоставляет:

  • работодателям - надежные индикаторы для понимания уровня умений у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в умениях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;
  • работникам - возможность обоснованного планировать обучение и карьеру;являясь средством определения востребованных квалификаций и траекторий получения искомой квалификации; повышает мотивацию к обучению; предоставляет индикаторы качества квалификаций и их востребованности; обеспечивает признание и использование умений работников; повышает возможность трудоустройства, карьерного роста и справедливой оплаты труда;
  • специалистам по экономическому планированию - ориентир качества знаний и умений и инструмент сравнения квалификаций (по уровню и объему); 
  • лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения - данные для формирования направлений дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования и обучения;
  • органам по обеспечению качества - способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; создания и признания минимальных  стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; средства мониторинга системы квалификаций;
  • обучающим структурам - источник информации об официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которой они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки;
  • обучающимся - понимание перспектив трудоустройства и карьерного роста; средства определения востребованных квалификаций; средства коммуникации со службами занятости, что повышает мотивацию их к обучению.

 

Национальная система квалификаций определяет, какая форма обучения формирует ту или иную часть системы квалификаций и то, как они стандартизируются, признаются и измеряются/оцениваются.

Национальная рамка квалификаций предполагает наличие в стране рынка квалификаций, который регулирует спрос и предложение умений. Добавленная стоимость рамки квалификаций состоит в том, что она способствует выбору гибких траекторий обучения и помогает гражданам формировать собственную карьеру.
Вышеуказанные результаты позволяют координировать образование, обучение и трудовую деятельность и способствуют снижению стоимости обучения за счет переноса компетенций, приобретенных в одном контексте, в другой контекст.
Гибкость национальной системы квалификаций обеспечивается механизмами, предоставляющими широкие возможности выбора путей и способов освоения квалификаций, включая возможность постепенного освоения квалификаций и признание неформального обучения, включая обучение на рабочем месте, а также расширением набора самих квалификаций. 

При проектировании НСК особое внимание было уделено обеспечению преемственности программ разных уровней для создания траекторий обучения, приводящих к получению квалификаций, востребованных на рынке труда; методам организации процесса обучения не только в учебных заведениях, но и на рабочих местах; вопросам оказания помощи обучающимся в процессе обучения, включая вопросы доступа к обучению, а также вопросам распределения ролей и обязанностей по разработке НСК и координации деятельности всех заинтересованных сторон.